Вчера телеканал ТНТ объявил о продаже прав на использование формата реалити-шоу "Дом-2" американской компании Sony Pictures Television International (SPTI). Это первый случай, когда оригинальное российское реалити-шоу было куплено глобальной медиакорпорацией. В Sony Pictures полагают, что шоу в стиле "Дом-2" станут хитами в странах Латинской Америки и на юге США.
Телеканал ТНТ вещает в 79 регионах России. Позиционирует себя как развлекательный. Потенциальная аудитория – более 93 млн человек. По подсчетам экспертов, доходы телеканала от рекламы в 2004 году составили около $80 млн. В 2005 году, по предварительным оценкам, этот показатель вырастет до $120-130 млн. Контрольный пакет акций ТНТ принадлежит крупному российскому холдингу "Газпром-медиа".
Зрители "Дома-2" каждый день наблюдают за отношениями 15 юношей и девушек, которые строят дом и одновременно занимаются устройством своей личной жизни. Цель участников шоу – создать семью, доказав искренность своих чувств не только друг другу, но и телезрителям: победившую пару, которой достанется дом стоимостью $120 тыс., телезрители должны выбрать путем общего голосования. Уже сейчас "Дом-2" занесен в Книгу рекордов России как самое продолжительное ежедневное реалити-шоу: оно идет в эфире канала уже больше года.
Продвигать оригинальный формат реалити-шоу собственного производства на международный телевизионный рынок канал ТНТ начал в октябре прошлого года. Тогда проект "Дом-2", в английском варианте названный "How To Build Your Love" ("Как построить свою любовь"), был представлен на международной телевизионной ярмарке MIPCOM-2004 в Канне. Им заинтересовались сразу несколько крупнейших компаний, работающих в данном сегменте рынка,– британская Fremantle, голландская Endemol и американская Fox World.
Генеральный директор ТНТ Роман Петренко говорит, что внимание западных компаний привлекли оригинальная идея шоу и высокие рейтинги, которые проект вот уже год набирает в эфире ТНТ. "Никогда прежде телевизионная программа не была посвящена развитию взаимоотношений между реальными мужчинами и женщинами,– считает он.– Большинство шоу, рассказывающих об отношениях между людьми, затрагивали только букетно-конфетную стадию, тогда как зрителям всегда хотелось узнать, что произойдет с героями дальше. В 'Доме-2' можно увидеть все стадии развития отношений вплоть до создания семьи".
В ТНТ сообщают, что итогом длившихся несколько месяцев переговоров с SPTI стала продажа прав на производство реалити-шоу "How To Build Your Love" в испаноговорящих штатах США и странах Латинской Америки в течение полугода, начиная с июня. "Меня не удивляет, что киты мировой медиаиндустрии заинтересовались 'Домом-2',– отмечает Роман Петренко.– Этот телепроект входит в первую тройку самых рейтинговых программ, опережая все местные версии западных шоу и сериалы любого из российских телеканалов по наиболее популярной у рекламодателей аудитории от 18 до 30 лет". С ним соглашается и старший вице-президент международного департамента производства SPTI Брендан Фитцджеральд (см. интервью на этой странице). По его словам, проект "How To Build Your Love" показался его компании "очень свежим по самой подаче в конкурентной среде жанра реалити". На ТНТ также отмечают, что SRTI неслучайно намерена показывать шоу в испаноговорящих странах, где традиционно сильны семейные ценности.
Компания Sony Pictures Television International входит в корпорацию Sony Pictures Entertainment, чей оборот в 2003-2004 финансовом году составил $7,3 млрд. Владеет или имеет долю в 35 телесетях за пределами США, которые вещают более чем в 100 странах мира и чья аудитория составляет 240 млн человек. Также компания создает программы на местных языках и продает свои форматы примерно в 25 странах мира.
Сумму сделки стороны не разглашают. По оценкам экспертов, единовременный платеж, который ТНТ получил от продажи прав, мог составить от $100 тыс. до $500 тыс. Роман Петренко, правда, настаивает, что сумма была даже меньше $100 тыс.: "При продаже формата основные деньги всегда делают на реализации лицензий дистрибутором, в качестве которого будет выступать Sony. Доходы нашего канала будут зависеть от того, насколько активно Sony будет их продавать".
За полтора года, в течение которых "Дом-2" выходит в эфир, ТНТ произвел 394 программных часа. По оценке гендиректора компании "А. Медиа Групп" (занимается производством и продажей сериалов, кинофильмов и прав на них) Александра Акопова, стоимость продаваемых Sony в Америке лицензий будет составлять от $500 до $2 тыс. за час продукции, а в США может доходить и до $10 тыс.
Получается, что сама Sony заработает на продаже прав одному дистрибутору минимум $200 тыс. Согласно договоренности с SPTI, телеканал ТНТ получит 40% от этой суммы. Кроме того, дополнительный доход, размеры которого пока сложно определить, принесет продажа оригинальной технологии SMS-голосования, которую SPTI купила в пакете с "Домом-2".
Эксперты называют покупку прав на "Дом-2" этапным событием для отечественного рынка телепрограмм. Потому что сегодня Россия выступает в роли крупного покупателя зарубежных телеформатов. "Фабрика звезд", "Как стать миллионером", "Последний герой", "Народный артист" и другие известные в России программы – это запущенные по лицензии международные форматы, популярные в большинстве стран, где есть телевидение. Первое российское реалити-шоу "За стеклом" хотя и было формально оригинальным продуктом телеканала ТВ-6, на самом деле было вариацией на тему популярного в Европе шоу "Big brother".
"Для нашего рынка продажа оригинального формата западному мейджору – прецедент, очень серьезное событие,– считает Александр Акопов из 'А. Медиа Групп'.– Однако предсказать, станет ли это системой, невозможно: телевизионный формат – вещь, которую невозможно поставить на поток". "Пик интереса к реалити-шоу, подобным 'Дому-2', в Европе и Америке уже миновал, интерес к ним падает,– констатирует коммерческий директор телеагентства 'Русский репортаж' (покупает и продает права на кино- и телепродукцию.–Ъ) Максим Михайлов.– Поэтому я уверен, что в ближайшие несколько лет владельцы прав на эти форматы начнут активно экспортировать их в другие страны. В первую очередь в Латинскую Америку. На этом фоне мейджоров могут заинтересовать и успешные российские проекты".
ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА
http://www.kommersant.ru