Всероссийское мероприятие, которое провела в четверг и пятницу, 19-20 мая, в Брянске Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), официально называется длинно и нудно: совещание-семинар по вопросам практики применения антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, судебной практики по делам о нарушениях антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках, законодательства о рекламе и практики применения КоАП РФ в работе территориальных органов ФАС России. Естественно, что его участники из региональных управлений ФАС, несмотря на профессиональную привычку говорить длинными казенными словами и фразами, сами его так не называли.
Семинар-совещание традиционно состоял из двух частей, разбитых по дням: на 19 мая пришлось совещание. Выступали сплошь антимонопольщики-начальники: замруководителя ФАС Андрей Цариковский, руководитель УФАС по Москве и Московской области Таисия Ткачева, начальники управлений центрального аппарата ФАС и начальник региональных управлений. Животрепещущих тем было две: только что внесенный в правительство подготовленный ФАС и доработанный законопроект «О защите конкуренции» (прогнозируется, что этот закон будет принят в первом чтении еще в ходе работы текущей весенней сессии парламента) и обсуждение штатных расписаний региональных управлений (у кого больше и как этого добились).
А вот в пятницу, 20 мая, начался собственно семинар. Вопрос стоял не менее животрепещущий, но любопытный даже не для антимонопольщиков, а для производителей товаров и услуг и для рекламистов — контроль над рекламой. Докладывал замначальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС России Сергей Пузыревский. Что интересно — вопросы контроля разбирались не на «общих принципах», а на конкретных примерах. И весьма подробно.
Вот несколько примеров из выступления г-на Пузыревского.
Пример первый: использование слогана «Лучший телегид России!» в рекламе журнала «Телегид». ЗАО «ИД «Антенна» предоставила представителям ФАС справку о количестве своего тиража во всех регионах, где распространяется журнал «Телегид». По данным «Антенны», тираж, действительно, самый высокий из всех тиражей подобного рода журналов. Но. ИД «Антенна» не привела данных, свидетельствующих о других параметрах своей «лучшести»: информационной наполненности, оперативности и т.д. Т.к. данные тиража все-таки отвечали в какой-то мере заявленному слогану, нарушение признано незначительным, и никаких санкций не принято.
Пример второй: питьевая вода «Ять». В июне-июле 2004 года по телеканалам прошла реклама, заявленная, как реклама питьевой воды «Ять». На видеоряде всплывали слова: «Природная питьевая вода», потом показывалась бутылка с ручкой и крышка с символом «Ять». Бутылка явно покрывалась изморозью, как и крышка, но жидкость в ней оставалась незамерзшей. По исследованиям ФАС, 49,2% опрошенных идентифицировали данную рекламу не с питьевой водой «Ять», а с водкой «Ять», хорошо известной потребителям. Свою роль сыграла и незамерзающая жидкость, каковое свойство присуще водке, а не воде, что прекрасно известно потребителям. Учитывая данные опроса и некорректный видеоряд, реклама была снята с эфира, как ненадлежащая. Но… Поскольку рекламодатель предоставил рекламистам документы, подтверждающие, что «Ять» — это питьевая вода, включая сертификаты, к рекламистам претензий не имелось.
Пример третий: использование омонимов. В июне-июле 2004 года по всем телеканалам прошла реклама коктейля «Ноосh» в банках по 0,33 л, в которой фрукты раздевались (сбрасывали кожуру) около шеста со слоганом: «Оhoochенные фрукты!» По запросу ФАС Институт русского языка провел исследования, в которых было доказано, что в данном случае слоган звучит по-русски, как «охученные фрукты», что перекликается с ненормативной лексикой и вызывает именно такие ассоциации у потребителей. Кроме того, были зарегистрированы звонки потребителей с требованием снять рекламу с эфира именно по этой причине. Исходя из вышеизложенного, ФАС приняла постановление и отправила предписание телеканалам с требованием снять рекламу с эфира, как нарушающую этику. Данная реклама была признана неэтичной, что само по себе является нарушением законодательства о рекламе.
После, так сказать, мотивировочной части семинара антимонопольщики приступили к «резолютивной» — руководители региональных УФАС поделились друг с другом «практикой применения Кодекса об административных правонарушениях» и «особенностями применения КоАП» (так были заявлены две «послеобеденные» темы семинара). Завершился семинар в 17.00 принятием некоего «итогового документа».
© ИА «Город_24»
http://news.nashbryansk.ru