Рекламный портал, рекламный справочник - МедиаПилот Online

www.mpilot.ru



Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат


04.02.2008

Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплатНалоговое планирование является частью всего финансового планирования компании. Его проводят в двух случаях. Во-первых, налоговое планирование необходимо при создании компании, а еще лучше - на этапе составления бизнес-плана. Чем раньше будет учтена система налоговых выплат компании, тем более выгодных результатов можно от нее ожидать. Во-вторых, пересмотр системы налоговых выплат может быть осуществлен в процессе работы компании, когда возникает необходимость уравновешивания всех финансовых потоков фирмы.

О том, как оптимизировать налоговые выплаты, и пойдет речь в этой статье. Добавим лишь, что будут рассмотрены только законные способы оптимизации, в том числе и учет некоторых особенностей законодательства .

Андрей Аркадьевич Суханов, начальник отдела маркетинга фирмы "Кайрос":

- Проблема налоговой оптимизации зачастую стоит в плоскости человеческой морали, поскольку для минимизации налоговых выплат используются всевозможные лазейки в налоговом законодательстве. Но в России, как известно, разрешено то, что не запрещено. Раз закон позволяет использовать прорехи в налоговом кодексе, так почему бы этого не делать? Есть, конечно, определенная доля риска, поскольку "дыры" в законодательстве рано или поздно закрываются. За рубежом, кстати, вопрос уменьшения налогов лежит на плечах штатного бухгалтера, а не приглашенного специалиста по налоговой оптимизации. А раз мы стремимся соответствовать нормам международного бизнеса, то и отношение к оптимизации налогов должно быть соответствующим.

Стратегия налогового планирования


Налоговое планирование является частью всего финансового планирования предприятия. Оптимизация налоговых выплат как часть налогового планирования компании - это ряд мероприятий по снижению налоговых платежей с целью увеличения денежных потоков компании, проводимый в рамках действующего законодательства. Дополнительной целью оптимизации является приобретение имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, партнеров и государственных органов.

Процесс планирования непрерывен. Он требует не только изначального определения схемы налогообложения, но и постоянного ее контроля. Ввиду изменчивости налогового законодательства и внешней правовой политики систему налогообложения компании необходимо постоянно корректировать.  

Идеальным вариантом налогового планирования,  считается тот, который закладывается на этапе создания компании. В данном случае система налогообложения определяется уже при регистрации.

Профессиональное налоговое планирование можно разделить на два вида - стратегическое налоговое планирование и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование подразумевает следующие действия:

1) обзор проектов нормативных правовых актов;

2) обзор судебной налоговой практики;

3) прогноз возможного развития событий;

4) разработка схем управления финансовыми, товарными, документарными и информационными потоками;

5) составление графика исполнения налоговых обязательств;

6) прогноз эффективности применяемых способов налоговой оптимизации;

7) оценка риска применяемых способов;

8) проработка возможных неблагоприятных последствий оптимизации.

Текущее налоговое планирование может состоять из таких пунктов, как:

1) составление еженедельных прогнозов налоговых выплат по планируемым сделкам;

2) составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств с изменением активов компании;

3) анализ результатов налоговых инноваций.

Любая оптимизация налогообложения предполагает некоторую долю риска. Более того, для ее проведения потребует затраты, поэтому перед оптимизацией следует проводить тщательный анализ существующей системы - стоят ли выигранные от оптимизации деньги тех трат и того риска, которые будут вложены в эту оптимизацию.

Принимать решение о том, нужна ли компании налоговая оптимизация, будет директор компании исходя из своего опыта и представлений о ведении бизнеса. По мнению Тамары Николаевны Маричевой, директора ООО АФ "Аудит-Консалтинг",  если доля уплаченных налогов не превышает 10-15% от всего дохода, то дополнительные меры по налоговой оптимизации не требуются. Когда эта доля начинает превышать пятнадцатипроцентный рубеж, можно проводить оптимизацию.

В российском законодательстве очень трудно определить, когда компания проводит меры по налоговой оптимизации, а когда уклоняется от налогов. Поэтому следует помнить, что даже если, на ваш взгляд, выбранные способы оптимизации укладываются в рамки существующего налогового кодекса, в некоторых случаях все же могут возникнуть судебные разбирательства со стороны налоговых органов.

Екатерина Беспалова, директор по рекламе и развитию сети строймаркетов "Новосел":

- Играть в азартные игры с нашим государством - дело неблагодарное и заранее проигрышное. Уклониться от выплаты налога, конечно можно, но это будет сиюминутная выгода, к тому же сдобренная долей дискомфорта и тревожности, поэтому я предпочитаю заплатить и отдыхать. А насчет налогообложения в целом, то есть ли оно, такое государство, в котором была бы идеальная схема налогообложения? Недовольные найдутся везде и всегда.

Способы налоговой оптимизации

1. Переход на упрощенную систему налогообложения.

Этот способ предусмотрен налоговым законодательством Российской Федерации. Упрощенная система налогообложения подразумевает уплату единого налога, в отличие от компаний с общим режимом налогообложения. Платить единый налог при определенных условиях выгодней и проще . Однако перейти на упрощенную систему налогообложения проблематично. Дело в том, что законодательство устанавливает жесткие требования к организациям, желающим перейти на единый налог. Вот только некоторые ограничения:

- доход от реализации за последние девять месяцев не должен превышать установленной законодательством суммы (правда, с каждым годом эта сумма немного растет);

- компании, осуществляющие некоторые виды деятельности (например, страховщики, банки, ломбарды, нотариусы, адвокаты), не могут перейти на упрощенную систему налогообложения и др. Полный перечень ограничений - в пункте 3 статьи 346 Налогового кодекса РФ. Но, как отмечает генеральный директор компании "Хэлп-Аудит" Ольга Ивановна Хылпус, упрощенная система приемлема не для всех организаций. Так, например, в строительстве компания-подрядчик не будет иметь дело с компанией-субподрядчиком, которая не платит НДС.

Упрощенная система налогообложения предполагает один из двух вариантов уплаты налогов:

1) 6% с доходов;

2) 15% с разницы между доходами и расходами.

Компаниям с небольшими расходами лучше платить 6% с дохода. Компаниям, имеющим большие расходы, рекомендуется платить 15% с разницы между доходами и расходами. Выбрав одну их двух схем, компания обязана будет работать по ней три года. По истечении трех лет схему можно поменять.

Лариса Амельченко, финансовый директор ООО "Аудит безопасности":

- Конечно, это кажется выгодным - совсем не платить налоги. Но нужно помнить, что в первую очередь это связано не столько с экономией денежных средств, сколько с общей безопасностью самого предприятия и его должностных лиц. Поэтому лучше перевести наиболее прибыльные операции на организацию, применяющую упрощенную систему, таким образом на законном основании уменьшив налоговые платежи.

2. Смена места регистрации. Существуют территории, где нет местной составляющей налогов. Например, на Алтае налог на имущество - 0%. Однако следует тщательно изучить систему налогообложения такого региона, потому что в подобных областях могут быть установлены дополнительные сборы, перекрывающие нулевую ставку некоторых налогов.

Существуют территории, в пределах которых действуют налоговые льготы - так называемые оффшорные зоны. В этих зонах действуют определенные льготы. Но и риск потерять предприятие также велик, поскольку политика таких территорий может меняться совершенно непредсказуемо.

3. Смена состава учредителей. Если в составе учредителей есть государство, это может повлечь запрет на некоторые виды деятельности - реструктуризацию, передачу имущества, распределение доходов и некоторые другие. Идеальная ситуация, когда учредитель - головная компания, доли в уставном капитале которой принадлежат владельцам бизнеса - резидентам нашей страны. Поскольку, например, к учредителю-иностранцу, в отношении которого принято решение о нежелательности его нахождения на территории РФ, со стороны налоговых органов будет проявлен повышенный интерес.

Существуют исключительные случаи, когда единственным учредителем является некая организация инвалидов. В этом случае НДС, ЕСН, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество выпадают из схемы налогообложения компании. Однако стоимость такой компании достаточно высока. Стоит отметить, что при таком раскладе компания сильно ограничивает круг своих контрагентов, так как с ней скорее всего не будут иметь дело компании - плательщики НДС.

4. Влияние с помощью учетной политики на сроки уплаты налогов, в том числе перенос уплаты налогов на более поздний срок.

5. Переоценка имущества. Приглашенный независимый эксперт за отдельную плату переоценивает отдельную дорогостоящую группу основных средств. Это становится возможным благодаря износу, или, в специальной терминологии, амортизации основных средств. Однако уменьшить стоимость средств на процент износа невозможно без переоценки. Сокращается стоимость основных средств - сокращается налог на имущество.

Ольга Ивановна Хылпус, генеральный директор ООО "Хэлп-Аудит":


-  При подобном сокращении налога на имущество амортизация в меньшей сумме переносится на расходы в бухгалтерском учете, а это увеличение налога на прибыль, и сам налог на имущество уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, налога на прибыль  организация будет платить больше. Предположим, что уменьшили стоимость основных средств на 100 000 рублей - экономия на налоге на имущество 2200 рублей. Дорогостоящие основные средства, как правило, относятся к 5-7-амортизационной группе, следовательно, сумма амортизации  в бухгалтерском  учете снизится в среднем на 14285 рублей, сумма налога на имущество уменьшит налоговую базу по прибыли на 2200 рублей, бухгалтерская прибыль увеличится на 16485 рублей, налог на прибыль при этом увеличится на 528 рублей, но в налоговом учете амортизация не изменится. Общая экономия от оптимизации составит 1672 рубля по налогам, но в бухгалтерском учете эта оптимизация приводит к тому, что увеличиваются постоянные налоговые разницы и по ним необходимо организовать учет. Но необходимо учесть при этом и выгоду собственников, так как увеличивается балансовая нераспределенная прибыль, и ее можно направить на выплаты дивидендов.

6. Создание дочерних предприятий с целью ведения параллельной деятельности.

На балансе базового предприятия остаются основные фонды, прибыль базового предприятия поддерживается на минимальном уровне. Происходит перераспределение деятельности и фондов между этими компаниями. Например, сделки отдаются в ведение дочерней компании. Согласно российскому законодательству, налоговую ответственность будет нести основное предприятие, на котором практически не ведется никакая деятельность или нет имущества, облагаемого налогом.

Ольга Ивановна Хылпус, генеральный директор ООО "Хэлп-Аудит":

- Каждый,  кто занимается бизнесом, независимо от видов деятельности, должен или просто обязан заниматься вопросами налоговой оптимизации, но при этом использовать законные способы, и что самое главное - любое в области управления финансами мероприятие должно в обязательном порядке планироваться, осуществляться с созданием внутренних локальных актов предприятия, независимо от организационно-правовой формы и применяемых режимов налогообложения и учета, с детальным и скрупулезным оформлением первичных документов.  В моем понимании оптимизация - это экономия, а кто не экономит, особенно в бизнесе, тот не развивается, а зачем же тогда вообще заниматься бизнесом. Наиболее реальными и законными способами оптимизации, по моему мнению,  являются ситуации с созданием дочерних предприятий и ситуации с введением в структуру управления управляющих компаний, наделенных правом управления и имуществом.

7. Договор комиссии. Этим способом пользуются практически все магазины. По договору комиссии магазин принимает от оптовика товар на реализацию, обязуется продать товар и перечислить оптовику деньги. Таким образом, право собственности на товар не переходит к магазину, следовательно, он не платит налог на имущество.

Финансовый директор


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
 

 
Информационное наполнение, реклама - ИД "МедиаПилот"
Дизайн, создание и продвижение сайтов - "Торговый Двигатель"