Рекламный портал, рекламный справочник - МедиаПилот Online

www.mpilot.ru



Бизнес «на Победе»


29.05.2007

Бизнес «на Победе»

Значение победы советского народа в самой великой из всех войн трудно переоценить. Это и наша гордость, и наша слава, и уважение к подвигу дедов и прадедов. А еще - наш брэнд. Причем - стопроцентный, практически не имеющий никаких изъянов. Вот и приходит в отдельные особо изобретательне головы идея подзаработать на всенародном празднике, получить с него дополнительные материальные дивиденды.

Одни из наиболее популярных у нынешних рекламщиков плакаты времен Великой Отечественной войны

Игры патриотов
До поры проходящие 9 мая торжества имели ярко выраженное идеологическое значение. Традиционные парады ветеранов с годами все больше походили на первомайские шествия - красные знамена, портреты руководителей страны, транспаранты и воздушные шары. И в середине 90-х тогдашняя избирательная кампания российской коммунистической партии всецело прошла под весьма красноречивым девизом «За Победу!». А символом ее стал высший военный орден. Рекламный ход коммунистов оказался предельно удачным. Редкий пиарщик удержался от соблазна, не прикладывая особых стараний, погреться в лучах общенародного ликования. Благо, власть целиком и полностью поддерживала подобные проявления «патриотизма» и «социальной ответственности бизнеса».

Впоследствии, правда, приобретающие все больший размах торжества в большинстве городов стали проходить по новой схеме. Утром - торжественное шествие на кладбища, вечером - карнавал с фейерверком. Спонсорами неизменных «фронтовых обедов» выступали то крупные перерабатывающие холдинги, то компании сотовой связи, то ликероводочные заводы. Каждый из которых не упускал случая подчеркнуть, кого именно должно благодарить за бесплатную трапезу.

Частенько чувство меры и вкуса предпринимателям явно изменяло. Например, после того как московские власти рекомендовали им украсить фасады офисов и магазинов, в центре российской столицы орден «Победа» можно было обнаружить даже на бочках с баварским пивом. А уж прославленный маршал Георгий Жуков в одночасье стал «лицом» множества ресторанов и баров. Апофеозом проявления «всенародной любви» к нему послужило изображение полководца в окружении полуголых девиц - таким способом «самовыразился» модный бутик женского нижнего белья.

Не с лучшей стороны засветилось в прошлом году и московское правительство, решившее поздравить защитников Отечества билбордами с изображением американского линкора «Миссури» и российского штурмовика «Су-30». И если первый худо-бедно еще участвовал в боевых действиях и получил всемирную известность благодаря тому, что на его борту был подписан акт о капитуляции Японии, то слава второго оставалась, мягко говоря, сомнительной. По утверждениям знатоков, самолет с таким номером разбился летом 1999 года в Ле Бурже - аккурат накануне открытия авиасалона.

Сразу несколько безобразных конфузов зафиксировано и на самом западе нашей страны - в Калининграде. Последняя история - с рекламой на поздравительных открытках ветеранам фирмы по оказанию ритуальных услуг - в принципе, хорошо известна. А вот две другие вызвали бурю лишь в стакане воды. Накануне празднования 60-летия области по заказу мэрии Калининграда были изготовлены щиты со стихотворением «Еще не зарубцевались раны», написанного местным поэтом. После их установки неожиданно выяснилось, что в текст вкралась орфографическая ошибка, радикально меняющая смысл воззвания. Вместо фразы «еще тревожно спится ветеранам», на плакатах читалось: «еще тревожно спиться ветеранам...» Билборды, понятно, пришлось срочно демонтировать.

Авторство другого «шедевра» принадлежит работникам Калининградской железной дороги, хотя расплачиваться за него пришлось городской газете, напечатавшей сомнительное поздравление. Дело в том, что в нем изображение немецкого танка «Тигр» символизировало... нашу военную мощь. При внимательном рассмотрении на боевой машине, раскрашенной в цвет хаки, можно было даже разглядеть фашистский крест.

А уж о том, как изголяются рекламщики над плакатами времен Великой Отечественной, можно рассказывать долго. В Свердловской области общеизвестное изображение комсомольца с вытянутой рукой было использовано в качестве рекламы эротического сайта. Плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» и вовсе попеременно зазывал то в рестораны, то в магазины женской одежды, то в салоны красоты. Отметилась на этом поприще даже мордовская фирма, торгующая мебелью. Не так давно один из главных символов войны объявлял о 50-процентных скидках на товар.

С завидным постоянством достается и песням военных лет. В лучшем случае их мелодии разбираются на корпоративные гимны, в худшем - идут на продвижение товаров и услуг. На мотив «Священной войны», например, «Синего платочка», «Катюши» малоизвестные поэты написали десятки произведений, восхваляющих деятельность заводов, фабрик, учебных заведений и частных компаний. До оригиналов они, конечно, не дотягивают, но рекламных целей достигают стопроцентно.

Спонсор российского флага - зубная паста «Колгейт»
Все это трудно назвать нелепостью, речь идет, скорее, об обычном пофигизме. Совершенно диким с морально-этической точки зрения, но оправданном уж если не с коммерческой, то с имиджевой. Благо, патриотизм всегда в моде. Да и платить за использование символов Победы никому не надо. Большинство из них - от музыкальных и художественных произведений до лозунгов и призывов - давно стали чисто народными.

Весьма любопытна в этой связи история, случившаяся с одним из главных нынешних атрибутов праздника Победы - георгиевской ленточкой. С идеей проведения данной акции выступило РИА «Новости». Поначалу предприятиям-партнерам категорически запрещалось использовать символику кампании в коммерческих целях - в качестве элемента упаковки или условия приобретения товара. Однако успех был настолько ошеломляющий, что завистники, почуявшие вкус громадных и легких денег, поспешили обвинить инициаторов акции в стремлении «подмять под себя» почетнейший знак отличия, символ наших военных побед, славы, доблести, памяти... Первым пошел в атаку Сарапульский ликероводочный завод, заключивший договор с организаторами. Для продвижения своей продукции он применил не эмблему, а слоган праздника - «Создадим традицию вместе!». В дальнейшем сдержать натиск жадных до прибыли коммерсантов было уже невозможно. Вскоре в ряде городов страны появились «фальшивые» ленточки прямо указывающие, кому наши сограждане по гроб жизни должны быть благодарны за «возвращенную святыню». Не мудрствуя лукаво, изготовители размещали свои логотипы прямо на кусочках ткани.

Дальше - больше. Сеть салонов связи и известный торговый оператор обыграли девиз праздника в рекламных слоганах. Получилось весьма симпатично - «День Победы над ценами!» или просто «Победные цены!» В довершении ко всему о своих претензиях на полосатую символику весьма прозрачно намекнул крупнейший в России оператор сотовой связи, аккурат в ту пору проводивший свой ребрендинг.

Сейчас, к слову, уже свыше полутора десятков компаний обвиняют друг друга в плагиате и попытках присвоить чужую идею, ловко маскируясь под рассуждениями о справедливости, патриотизме и гражданском долге. Ведь на кону - миллиарды рублей, сотни тысяч голосов избирателей.

Хороший PR - дороже дела
В таких условиях даже нашумевший на весь мир таллиннский скандал с переносом памятника советским воинам и последующее затем пикетирование эстонского посольства в Москве, представляются совсем в ином свете. Вот кто объяснит, например, зачем надо было командировать в Таллинн, на российско-эстонскую границу, десятки активистов молодежных движений, порой не имеющих на руках ни виз, ни загранпаспортов, коль скоро нечто подобное происходило буквально в километре от МКАДа?! Ведь именно в Химках местные власти вскрыли могилы шести летчиков, сбитых здесь в период обороны Москвы. Сделано это было тихо - ранним утром к монументу подогнали технику, быстро раскопали захоронение и спокойно отправили останки воинов в морг. Свои действия администрация подмосковного города объяснила... давно принятым решением, вызванным «предстоящей реконструкцией Ленинградского шоссе и постоянным осквернением захоронения женщинами легкого поведения (так утверждает официальный сайт органа власти). Получается, что раскопать могилы проще, нежели разогнать проституток?

Впрочем, дело не только в них. В непосредственной близости от памятника находятся сразу несколько торговых мегацентров. Место там настолько бойкое, что на него, даже несмотря на фантастическую дороговизну земли, готовы претендовать владельцы многих гипермаркетов. И доходы с них, понятно, можно получить немалые. Здесь вдвойне примечательно, что химкинские ветераны приняли сторону властей. Они не только заявили, будто перенос могил отвечает интересам общественности и родственников погибших героев, но и громогласно обрушились на журналистов, посмевших предать огласке сам факт сноса монумента. В логике администрации города и ее защитникам и впрямь не откажешь. Особенно, если учесть, что несколько лет назад за перенос мемориала «Противотанковые ежи» (находившемся на месте, где остановили наступавших фашистов) местный бюджет получил в качестве «компенсации» от компании IКEA 1 миллион долларов...

В Ставрополе снесена 30-метровая стела героям-довлатовцам, также защищавшим Москву в 1941 году. Причина - «неудовлетворительное техническое состояние конструкции». Свое решение мэрия объяснила еще и тем, что никакой исторической, культурной или художественной ценности монумент не представлял. Самоуправство было прекращено лишь после вмешательства Государственной думы страны, направившей запрос в Генеральную Прокуратуру. Да о чем говорить, когда даже у нас в Мордовии находятся должностные лица, готовые на весьма неожиданные демарши. Совсем недавно в селе Большая Елховка Лямбирского района был погашен вечный огонь. Местное предприятие, на балансе которого находится мемориал, сослалось на нехватку средств и безобразное поведение деревенской детворы - мусор, мол, в горелку бросают, трубу приходится постоянно чистить...

og.ru



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
 

 
Информационное наполнение, реклама - ИД "МедиаПилот"
Дизайн, создание и продвижение сайтов - "Торговый Двигатель"